Максим
Пушков:
"Моя социальная жизнь вторична..."
В науке есть
термин "индекс цитирования",
обозначающий количество ссылок на
конкретную публикацию или на
конкретного автора. Это же понятие
вполне применимо в повседневной
жизни, когда о ком-то или о чем-то
упоминается в СМИ, в официальных
документах, в бытовых разговорах.
Так вот, наш сегодняшний собеседник
индекс цитирования имеет очень
высокий. И мы настолько к этому
привыкли, что с некоторым даже
удивлением обнаружили, что газета
"Троицкий вариант" до сих пор
ни разу не публиковала интервью с
этим человеком. Естественно, мы
решили восполнить столь вопиющий
недостаток, да и повод показался
нам весьма подходящим -- начиная с 26
марта в Выставочном зале КТЦ
ТРИНИТИ работает персональная
выставка Максима Пушкова,
посвященная 20-летию присвоения
Троицку статуса города.
Из личного
дела Пушкова Максима
Александровича... 39 лет, уроженец
Троицка. Закончил единственную в то
время 1-ю школу (учился в ней со 2-го
класса). Закончил Троицкую
художественную школу (первый
учитель Александр
Константинович Hазаpов. Закончил
8-летнюю музыкальную школу по
классу фортепиано, образование
высшее. Закончил Московский
государственный педагогический
институт (ныне университет),
художественно-гpафический
факультет. С 1980 года преподавал в
художественной школе и работал
практически во всех средних школах
Троицка учителем рисования и
черчения. С 1992 года
профессиональный художник.
-- Максим Александрович, надо
ли скрывать наше неплохое
знакомство, и если нет, можно ли
дальше на "ты"?
-- И скрывать не надо, и на "ты"
даже нужно. Проще общаться.
-- Тебе льстит
признание земляков.
-- Как и любому нормальному человеку.
-- Кстати, о земляках. Вот ты
действительно коренной житель
города. Нравится ли тебе тот факт,
что Троицк пополняется в основном
за счет приезжих? Знаешь ведь, как в
Москве всегда остро стоял вопрос с
лимитчиками?
-- Подавляющее большинство
приехавших безусловно нужны городу,
многое сделали и делают для него и
даже считают теперь его родным.
Почему же я должен быть против?
Коренными жителями можно считать
очень небольшое количество людей.
Троицк начал отсчет с 500-600 человек,
и он состоялся как город благодаря
этим людям.
-- Я называю Троицк городом "интеллектуальной
лимиты", в хорошем смысле этого
слова...
-- Да, да, именно. Скажем, Велихова
тоже можно причислить к этой
категории. С подобной точки зрения
Троицку здорово повезло, сюда ведь
ехали лучшие ученые со всей России.
-- Но и не только ученые?
-- Безусловно. И врачи, и учителя в
основном приезжие. А ещё в нашем
маленьком городке в Троицке почти 60
художников.
-- Ты член Союза Художников?
-- Я вступил в Союз в 1987 году. Без
этого было очень сложно
существовать как профессионалу.
Скажем, вступая в СХ, ты
автоматически становился в очередь
на выставку в Центральном Доме
художников, и лет этак через 10
выставлялся. Союз частично
подкармливал своих членов,
устраивал в дома отдыха и т.д. А
сейчас коммерческие времена
настали, и роль СХ существенно
снизилась, буквальным образом там
говорят: ребята, кормитесь сами... И
те же выставки -- заплатил 500 доллаpов
за неделю и выставляйся. Для
профессионалов это не только важно,
но и жизненно важно. Выставка -- это
раскрутка, раскрутка -- это деньги.
Но у многих нет даже стартовых
денег...
-- А тебе хватает на жизнь
только благодаря профессии?
-- Безусловно, не хватает, хотя
картины продаются, и даже неплохо.
Но для привычного уровня жизни
нужно больше. А главное, доходы от
продажи картин вещь
непредсказуемая. Бывает, на
несколько тысяч долларов в месяц
продашь, а бывает, 3 месяца никаких
поступлений. Обрати внимание,
практически все творческие люди,
чтобы нормально существовать и
творить, имеют свой бизнес. И мне,
чтобы нормально жить, чтобы семья
не бедствовала, тоже нельзя
отставать. Между прочим, быть
художником дорогое удовольствие.
краски, холсты, сейчас все это очень
дорого стоит. Выставки, наконец, --
громадные расходы. Приходится
подрабатывать, и это нормально.
-- Но судя по количеству
выставок , ты много работаешь и по
основной специальности. Кстати,
сколько раз ты выставлял свои
работы?
-- Вот эта выставка, в честь юбилея
города, и для меня юбилейная -- 10-я.
Но 10 только в Троицке, а всего точно
не помню, но около 30. Я выставляюсь с
1980 года. Мои картины были в
Подольске, в Москве, 3 раза в ЦДХ,
были выставки в Амеpике, Голландии,
Англии и ФРГ.
-- Много ли работ у тебя купили
иностранцы?
-- Много, сколько точно, сказать не
могу. Особенно раньше в основном
иностранцы покупали, это сейчас и
наши стали брать. Благосостояние
растет (смеётся). А вообще в год я
создаю около 60 работ, дома же
осталось около сотни. Очень много
моих работ в частных коллекциях, в
некоторых -- до 30 единиц. Ряд
известных людей в Троицке имеют
дома мои работы, в Москве их минимум
сотня.
-- Как я понимаю, ты очень
плодовитый автор. Не влияет ли
количество на качество?
-- То, что сам не считаю достойным, я
не показываю. Не говоря уж о
многочисленных эскизах, набросках
и т.д. Их горы... А количество моих
работ прямо пропорционально
затраченному труду. Пишу столько,
сколько получается, получается
много, потому что работа мне не в
тягость.
-- Как ты относишься к
Церетели, вот уж кто на редкость
плодовит?
-- Я за любой вид творчества, но
перебор в любом случае плох. Если
много одного художника, то это, как
правило, хорошо только этому
художнику. Против монополии я
категорически. А случай с Церетели --
это скорее политика. Так же, как и
раньше с Шиловым, Глазуновым...
-- Мне кажется, что ты не
договариваешь, почему?
-- А художники, они много знают, но
мало говорят... Художник -- он как
собака -- всё понимает, но ничего
сказать не может. А если серьёзно,
то художник должен рисовать, а не
лезть в политику.
Я же как был, так и остаюсь
художником. Моя социальная жизнь
вторична...
-- А в целом как тебе нынешняя
власть?
-- Мне трудно сравнивать. Прежнюю
власть я даже не замечал, она была
отдельно, я -- отдельно. Сейчас могу
наблюдать все это "изнутри" --
сложное хозяйство, я тоже вижу
только маленький его кусочек...
-- Недавно в городе образован
художественный Совет со главе с А.К.Назаровым.
Ты доверяешь его вкусу? Он сможет не
допустить ляпов типа герба города?
-- Герб безусловно не олицетворяет
духа Троицка. А Hазаpову я по
большому счету доверяю.
-- А какой он художник?
-- Творчество Александра
Константиновича я не хочу
обсуждать, потому что он научил
меня рисовать, он мой учитель. Есть
художники, творчество которых
бесспорно. Шишкин, Константин
Васильев... В основе всего лежит
умение рисовать. Возьми, к примеру,
авангард. Ведь Пикассо -- прекрасный
рисовальщик, это потом он начал
экспериментировать и фактически
родил новый стиль. Я не сотвоpяю
себе кумиров и богов в искусстве
для меня нет, но реально оценить
мастерство могу. Скажем, Шемякин --
посмотришь на его работы -- вроде
каляки-маляки, но все это на основе
тонкого вкуса, прекрасной техники,
изумительного чувства композиции,
как говорится, все при нем...
-- В общем, есть те, кто тебе
все-таки нравится?
-- А почему нет? Из древних нравится
Эль-Гpеко, американец Уайесс -- это
начало XX века. Hpавится Коровин,
русский импрессионист. Hpавятся
Босх, Бpегель, не совсем же я
бесчувственный...
-- А как тебе "Чеpный квадpат"
Малевича?
-- Если коротко, то это ничего не
представляющая из себя картина
гениального художника. Он был
раскручен, у него буквально всё
выхватывали прямо из-под кисти.
Искусство всегда стоит на грани
борьбы чёрного и белого. Либо
художник вкладывает душу, либо
проваливается в коммерцию.
-- Но ты же рисуешь на продажу...
-- Я никогда специально на продажу
не работаю. Иначе получается ерунда.
Свои лучшие вещи я сначала вижу во
сне. И летаю до сих пор тоже, расту,
видно, по крайней мере творчески (смеётся).
К сожалению, большая часть таких
картин просто забывается при
пробуждении. Но уж те, которые успел
на холст или бумагу перенести!.. У
меня таких работ всего штук 20.
-- И не продаешь...
-- Практически нет. Ещё я люблю,
чтобы мои картины у хороших людей
висели, и особенно мне приятно,
когда мои работы в городе остаются.
-- На твоей выставке работы
самых разных жанров. Неспециалисту
вроде меня и не понять, какой ты сам
предпочитаешь?
-- Я считаю, что мне лучше удаются
графика и акварели.
-- Оба этих стиля (если я
употребляю правильную
терминологию) подразумевают
оформительство и иллюстрации.
-- Да, конечно. Синтез двух фантазий --
писателя или поэта и художника --
иногда дает поразительные
результаты. Я работал в
издательстве "Детская
литература", делал иллюстрации к
книге Майкова. Иллюстрировал
булгаковского "Мастеpа" -- всё
скупили на корню. Вообще у меня идея-фикс
есть -- проиллюстрировать Библию.
Какой размах для творчества,
представляешь?! С Булгаковым,
чувствую, не доработал, хочу к нему
вернуться. "Мастер и Маргарита"
-- роман века. Вообще фантасмагорию
обожаю. Кстати, и "ЛиТp" тоже
мне понравилось оформлять,
особенно если стихи хорошие...
-- Ты ведь сам балуешься
стихосложением...
-- Именно балуюсь. Иногда
спортивного интереса ради. На
большее не хватает времени. Лучше у
меня с музыкой получалось, но
максимум, на что меня хватает, -- на
исполнительство.
-- Продолжим о вкусах. Что ты
читаешь, какую музыку слушаешь? Как
относишься к спорту?
-- Отвечу с конца. В спорте
предпочитаю боевые искусства.
Довольно много занимался, но
распространяться на эту тему не
хочу. Считаю её весьма деликатной.
Читал очень много в детстве. У
бабушки была огромная библиотека.
Тогда отдавал предпочтение
приключениям -- Джек Лондон, Майн
Рид, потом, по мере взросления, --
Ильф и Петpов, Чехов -- очень его
люблю. В институте в основном читал
книги об искусстве. О музыке я уже в
ЛУНА-ПАРКЕ рассказывал, но хочу
дать одно уточнение. Оказывается, я
люблю все стили, кроме pэпа. А вот
это (очень забавно демонстрирует)
пусть негры танцуют. У меня 150
кассет, вперемешку классика, рок,
барды. Окуджаву обожаю --
единственный настоящий певец
Москвы.
-- Зато твои выставки
знамениты своей в притягательном
смысле богемной атмосферой.
-- Конечно, это влетает в копеечку,
но мне нравится. Отнюдь не худшая
часть моей жизни. Знаешь (оживляясь),
случай со мной был. Рисовал я на
природе, подошла бабуля и стоит за
спиной. Я ее спрашиваю, что, мол,
мать, хочешь? А она так погладила
меня по плечу и говорит: рисуешь,
милый? Рисуй, рисуй, всё лучше, чем
воровать. Вот тебе и отношение
народа к искусству... Искусство, оно,
конечно, принадлежит народу, но
только тому, кому это действительно
надо. А так мое искусство в первую
очередь принадлежит мне, это мой
образ мыслей. Ты знаешь, чем
отличается свободный художник от
несвободного? Один рисует всё, что
хочет, а другой выполняет
социальный заказ...
Я понял, что надо заканчивать. Если задаться целью переложить на бумагу весь наш разговор с Пушковым, мне бы не хватило площади всей газеты. А Максим, о чем бы я его ни спрашивал, раз за разом возвращался к любимой своей профессии, на тему которой он мог говорить бесконечно...
Текст от автора
Илья Мирмов
Вопросы помогал задавать Сергей
Феклюнин