Максим Пушков:
"Моя социальная жизнь вторична..."

В науке есть термин "индекс цитирования", обозначающий количество ссылок на конкретную публикацию или на конкретного автора. Это же понятие вполне применимо в повседневной жизни, когда о ком-то или о чем-то упоминается в СМИ, в официальных документах, в бытовых разговорах. Так вот, наш сегодняшний собеседник индекс цитирования имеет очень высокий. И мы настолько к этому привыкли, что с некоторым даже удивлением обнаружили, что газета "Троицкий вариант" до сих пор ни разу не публиковала интервью с этим человеком. Естественно, мы решили восполнить столь вопиющий недостаток, да и повод показался нам весьма подходящим -- начиная с 26 марта в Выставочном зале КТЦ ТРИНИТИ работает персональная выставка Максима Пушкова, посвященная 20-летию присвоения Троицку статуса города.
Из личного дела Пушкова Максима Александровича... 39 лет, уроженец Троицка. Закончил единственную в то время 1-ю школу (учился в ней со 2-го класса). Закончил Троицкую художественную школу (первый учитель Александр Константинович Hазаpов. Закончил 8-летнюю музыкальную школу по классу фортепиано, образование высшее. Закончил Московский государственный педагогический институт (ныне университет), художественно-гpафический факультет. С 1980 года преподавал в художественной школе и работал практически во всех средних школах Троицка учителем рисования и черчения. С 1992 года профессиональный художник.

-- Максим Александрович, надо ли скрывать наше неплохое знакомство, и если нет, можно ли дальше на "ты"?
-- И скрывать не надо, и на "ты" даже нужно. Проще общаться.

-- Тебе льстит признание земляков.
-- Как и любому нормальному человеку.

-- Кстати, о земляках. Вот ты действительно коренной житель города. Нравится ли тебе тот факт, что Троицк пополняется в основном за счет приезжих? Знаешь ведь, как в Москве всегда остро стоял вопрос с лимитчиками?
-- Подавляющее большинство приехавших безусловно нужны городу, многое сделали и делают для него и даже считают теперь его родным. Почему же я должен быть против? Коренными жителями можно считать очень небольшое количество людей. Троицк начал отсчет с 500-600 человек, и он состоялся как город благодаря этим людям.

-- Я называю Троицк городом "интеллектуальной лимиты", в хорошем смысле этого слова...
-- Да, да, именно. Скажем, Велихова тоже можно причислить к этой категории. С подобной точки зрения Троицку здорово повезло, сюда ведь ехали лучшие ученые со всей России.

-- Но и не только ученые?
-- Безусловно. И врачи, и учителя в основном приезжие. А ещё в нашем маленьком городке в Троицке почти 60 художников.

-- Ты член Союза Художников?
-- Я вступил в Союз в 1987 году. Без этого было очень сложно существовать как профессионалу. Скажем, вступая в СХ, ты автоматически становился в очередь на выставку в Центральном Доме художников, и лет этак через 10 выставлялся. Союз частично подкармливал своих членов, устраивал в дома отдыха и т.д. А сейчас коммерческие времена настали, и роль СХ существенно снизилась, буквальным образом там говорят: ребята, кормитесь сами... И те же выставки -- заплатил 500 доллаpов за неделю и выставляйся. Для профессионалов это не только важно, но и жизненно важно. Выставка -- это раскрутка, раскрутка -- это деньги. Но у многих нет даже стартовых денег...

-- А тебе хватает на жизнь только благодаря профессии?
-- Безусловно, не хватает, хотя картины продаются, и даже неплохо. Но для привычного уровня жизни нужно больше. А главное, доходы от продажи картин вещь непредсказуемая. Бывает, на несколько тысяч долларов в месяц продашь, а бывает, 3 месяца никаких поступлений. Обрати внимание, практически все творческие люди, чтобы нормально существовать и творить, имеют свой бизнес. И мне, чтобы нормально жить, чтобы семья не бедствовала, тоже нельзя отставать. Между прочим, быть художником дорогое удовольствие. краски, холсты, сейчас все это очень дорого стоит. Выставки, наконец, -- громадные расходы. Приходится подрабатывать, и это нормально.

-- Но судя по количеству выставок , ты много работаешь и по основной специальности. Кстати, сколько раз ты выставлял свои работы?
-- Вот эта выставка, в честь юбилея города, и для меня юбилейная -- 10-я. Но 10 только в Троицке, а всего точно не помню, но около 30. Я выставляюсь с 1980 года. Мои картины были в Подольске, в Москве, 3 раза в ЦДХ, были выставки в Амеpике, Голландии, Англии и ФРГ.

-- Много ли работ у тебя купили иностранцы?
-- Много, сколько точно, сказать не могу. Особенно раньше в основном иностранцы покупали, это сейчас и наши стали брать. Благосостояние растет (смеётся). А вообще в год я создаю около 60 работ, дома же осталось около сотни. Очень много моих работ в частных коллекциях, в некоторых -- до 30 единиц. Ряд известных людей в Троицке имеют дома мои работы, в Москве их минимум сотня.

-- Как я понимаю, ты очень плодовитый автор. Не влияет ли количество на качество?
-- То, что сам не считаю достойным, я не показываю. Не говоря уж о многочисленных эскизах, набросках и т.д. Их горы... А количество моих работ прямо пропорционально затраченному труду. Пишу столько, сколько получается, получается много, потому что работа мне не в тягость.

-- Как ты относишься к Церетели, вот уж кто на редкость плодовит?
-- Я за любой вид творчества, но перебор в любом случае плох. Если много одного художника, то это, как правило, хорошо только этому художнику. Против монополии я категорически. А случай с Церетели -- это скорее политика. Так же, как и раньше с Шиловым, Глазуновым...

-- Мне кажется, что ты не договариваешь, почему?
-- А художники, они много знают, но мало говорят... Художник -- он как собака -- всё понимает, но ничего сказать не может. А если серьёзно, то художник должен рисовать, а не лезть в политику. Я же как был, так и остаюсь художником. Моя социальная жизнь вторична...

-- А в целом как тебе нынешняя власть?
-- Мне трудно сравнивать. Прежнюю власть я даже не замечал, она была отдельно, я -- отдельно. Сейчас могу наблюдать все это "изнутри" -- сложное хозяйство, я тоже вижу только маленький его кусочек...

-- Недавно в городе образован художественный Совет со главе с А.К.Назаровым. Ты доверяешь его вкусу? Он сможет не допустить ляпов типа герба города?
-- Герб безусловно не олицетворяет духа Троицка. А Hазаpову я по большому счету доверяю.

-- А какой он художник?
-- Творчество Александра Константиновича я не хочу обсуждать, потому что он научил меня рисовать, он мой учитель. Есть художники, творчество которых бесспорно. Шишкин, Константин Васильев... В основе всего лежит умение рисовать. Возьми, к примеру, авангард. Ведь Пикассо -- прекрасный рисовальщик, это потом он начал экспериментировать и фактически родил новый стиль. Я не сотвоpяю себе кумиров и богов в искусстве для меня нет, но реально оценить мастерство могу. Скажем, Шемякин -- посмотришь на его работы -- вроде каляки-маляки, но все это на основе тонкого вкуса, прекрасной техники, изумительного чувства композиции, как говорится, все при нем...

-- В общем, есть те, кто тебе все-таки нравится?
-- А почему нет? Из древних нравится Эль-Гpеко, американец Уайесс -- это начало XX века. Hpавится Коровин, русский импрессионист. Hpавятся Босх, Бpегель, не совсем же я бесчувственный...

-- А как тебе "Чеpный квадpат" Малевича?
-- Если коротко, то это ничего не представляющая из себя картина гениального художника. Он был раскручен, у него буквально всё выхватывали прямо из-под кисти. Искусство всегда стоит на грани борьбы чёрного и белого. Либо художник вкладывает душу, либо проваливается в коммерцию.

-- Но ты же рисуешь на продажу...
-- Я никогда специально на продажу не работаю. Иначе получается ерунда. Свои лучшие вещи я сначала вижу во сне. И летаю до сих пор тоже, расту, видно, по крайней мере творчески (смеётся). К сожалению, большая часть таких картин просто забывается при пробуждении. Но уж те, которые успел на холст или бумагу перенести!.. У меня таких работ всего штук 20.

-- И не продаешь...
-- Практически нет. Ещё я люблю, чтобы мои картины у хороших людей висели, и особенно мне приятно, когда мои работы в городе остаются.

-- На твоей выставке работы самых разных жанров. Неспециалисту вроде меня и не понять, какой ты сам предпочитаешь?
-- Я считаю, что мне лучше удаются графика и акварели.

-- Оба этих стиля (если я употребляю правильную терминологию) подразумевают оформительство и иллюстрации.
-- Да, конечно. Синтез двух фантазий -- писателя или поэта и художника -- иногда дает поразительные результаты. Я работал в издательстве "Детская литература", делал иллюстрации к книге Майкова. Иллюстрировал булгаковского "Мастеpа" -- всё скупили на корню. Вообще у меня идея-фикс есть -- проиллюстрировать Библию. Какой размах для творчества, представляешь?! С Булгаковым, чувствую, не доработал, хочу к нему вернуться. "Мастер и Маргарита" -- роман века. Вообще фантасмагорию обожаю. Кстати, и "ЛиТp" тоже мне понравилось оформлять, особенно если стихи хорошие...

-- Ты ведь сам балуешься стихосложением...
-- Именно балуюсь. Иногда спортивного интереса ради. На большее не хватает времени. Лучше у меня с музыкой получалось, но максимум, на что меня хватает, -- на исполнительство.

-- Продолжим о вкусах. Что ты читаешь, какую музыку слушаешь? Как относишься к спорту?
-- Отвечу с конца. В спорте предпочитаю боевые искусства. Довольно много занимался, но распространяться на эту тему не хочу. Считаю её весьма деликатной. Читал очень много в детстве. У бабушки была огромная библиотека. Тогда отдавал предпочтение приключениям -- Джек Лондон, Майн Рид, потом, по мере взросления, -- Ильф и Петpов, Чехов -- очень его люблю. В институте в основном читал книги об искусстве. О музыке я уже в ЛУНА-ПАРКЕ рассказывал, но хочу дать одно уточнение. Оказывается, я люблю все стили, кроме pэпа. А вот это (очень забавно демонстрирует) пусть негры танцуют. У меня 150 кассет, вперемешку классика, рок, барды. Окуджаву обожаю -- единственный настоящий певец Москвы.

-- Зато твои выставки знамениты своей в притягательном смысле богемной атмосферой.
-- Конечно, это влетает в копеечку, но мне нравится. Отнюдь не худшая часть моей жизни. Знаешь (оживляясь), случай со мной был. Рисовал я на природе, подошла бабуля и стоит за спиной. Я ее спрашиваю, что, мол, мать, хочешь? А она так погладила меня по плечу и говорит: рисуешь, милый? Рисуй, рисуй, всё лучше, чем воровать. Вот тебе и отношение народа к искусству... Искусство, оно, конечно, принадлежит народу, но только тому, кому это действительно надо. А так мое искусство в первую очередь принадлежит мне, это мой образ мыслей. Ты знаешь, чем отличается свободный художник от несвободного? Один рисует всё, что хочет, а другой выполняет социальный заказ...

Я понял, что надо заканчивать. Если задаться целью переложить на бумагу весь наш разговор с Пушковым, мне бы не хватило площади всей газеты. А Максим, о чем бы я его ни спрашивал, раз за разом возвращался к любимой своей профессии, на тему которой он мог говорить бесконечно...

Текст от автора Илья Мирмов
Вопросы помогал задавать Сергей Феклюнин

Хостинг от uCoz